Это старая версия сайта. Перейти на новый сайт >
Виртуальная Выставка 2016 КИНО

ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

ПЕРВЫЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ КИНЕМАТОГРАФА
В ГОРОДЕ ОРЛЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
«ЭЛЕКТРОТЕАТРОВ» В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
 

  «Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещённый фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф… Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом, — все…»
А. Серафимович, 1912 год



Киноаппарат братьев Люмьер (Institut Lumière, г. Лион, Франция)


  Новизна всякого явления как продукта мыслительной деятельности человека зачастую воспринимается однобоко, с тенденцией стремиться в ту или иную сторону. Быть может, на оценку чего-то определённого влияет, как ни парадоксально, расплывчатая неопределённость, иным словом, загадка, неизбежно присутствующая во многих новаторских идеях. То же самое можно сказать и о рождении кино, этого «революционно-эволюционного» искусства, появившегося на свет 28 декабря 1895 года (так, во всяком случае, принято считать). Повседневность уже невозможно представить без сменяющейся картинки на экране. Кинематограф стал частью культуры, самой культурой, расширил её границы своим появлением.
Кино. А что это: средство коммуникации, способ развлечения, творческое самовыражение или что-то ещё? А может быть всё вместе – диалектика различных проявлений? Неоспоримо одно – сила его воздействия на публику огромна, что подтверждается влиянием кино на различные стороны социального бытия, изучение которого, в свою очередь, поможет разобраться в особенностях становления этой индустрии. Здесь уже можно говорить об обратном процессе – «делании» жизни на экране, начиная со вспышки режиссёрской идеи, её колебаний под дуновениями цензуры и заканчивая организацией мест просмотра самих картин. И в роли наиболее объективных свидетельств, способных беспристрастно осветить положение дел в то время, выступают, в первую очередь, нормативно-правовые акты органов государственной власти первой четверти XX века, регулировавшие социально-политические отношения в империи, а также статьи и заметки периодических изданий той поры, свидетельства и воспоминания современников.
Москва и Петербург вкусили сласть кинопродукции уже в апреле 1896 года. А как же «провинция»?

  «25 ноября 1896 года впервые в Орле в городском театре состоялся сеанс «кинематографа – Люмьер-электрик, оживлённая фотография», привезённого французской труппой под управлением парижского инженера-электротехника. 18 декабря 1897 года в зале Купеческого собрания показывались кинокартины аппаратом братьев Люмьер (французских изобретателей кино), принадлежавшим «к числу лучших, когда-либо появлявшихся в нашем городе».


Заметка в газете «Орловский вестник» от 25 ноября 1896 года о демонстрировании для местной публики «оживлённой фотографии»



  «- Синематограф. Вчера собравшаяся в зале купеческого собрания в крайне незначительном числе публика имела удовольствие ожидать до 10 часов вечера, пока не были улажены какие-то недоразумения между хозяином синематографа и администрацией клуба. Синематограф Люмьера, показанный вчера в клубе, принадлежит действительно к числу лучших аппаратов, когда либо появлявшихся в нашем городе, но, по-видимому, сам владелец аппарата ещё не приспособился управлять им, почему некоторые картины выходили неудачно. Многие картины заслужили дружные аплодисменты публики, так как выходили очень хорошо и иллюзия получилась полная».


Из «местной хроники» о синематографе за 1897 год. Газета «Орловский вестник»


  Синематограф быстро входил в моду. Только посещаемость его поначалу не носила массового характера. Билет на сеанс рядовому зрителю был доступен в ценовом диапазоне от 50 копеек до 1 рубля и выше за штуку. А средняя заработная плата рабочего (к началу XX века) не превышала 15 рублей в месяц. Несложно сделать вывод, что на заре кинематографа «фильм посмотреть» было для многих непозволительной роскошью. Но таковой ситуация оставалась недолго.
  С отечественной экранной продукцией подданные империи познакомились не сразу. Публика довольствовалась по большей части картинами французского производства: кроме Люмьеров снимали «Братья Пате», «Гомон» и «Star Film Company» – 70 % от всей мировой продукции. Вот как их в целом охарактеризовал авторитетный режиссёр тех лет Борис Вячеславович Дюшен:
«Из них наиболее замечательным были: слащаво-сентиментальная мелодрама «Право прощения» - о супругах, которых примиряет друг с другом маленький больной ребёнок, и серия порнографических картин так называемого «французского жанра», например, «Любовь в семи этажах». Помнится ещё раскрашенный фильм Патэ «Сын сатаны», многокрасочная феерия».
  Электротеатры, таким словом в начале века именовались места для просмотра, изначально киноленты покупали. К услугам проката обратились позднее, когда в России появились представители заграничных производителей фильмов. Б. Дюшен вспоминает: «Прокат фильмов впервые начался примерно в 1904 году. Точнее, это был ещё не прокат, а совместное использование фильмов. Одна программа шла в 4-5 театрах, причём часть. «Открученная» в первом театре, сейчас же на извозчике отвозилась во второй, из второго — в третий и т. д. И поскольку программа тогда состояла из довольно большого числа картин различного содержания, то этот обмен в общем удавался довольно хорошо. Но программы держались без перемен, до полного использования картин, месяцами, и только вконец затрёпанные и исчерченные дождём фильмы продавались по дешёвке в провинцию».
  В России особое внимание уделялось документальным съёмкам царской семьи. «Художественных» фильмов терпеливо ждали. И вот в 1907 году Александр Дранков открывает первую в стране студию производства кинохроник (кстати, ей же принадлежит известная документальная лента о Л.Н. Толстом). В 1909 году на арене кино появляется имя ещё одного мастера – Александра Ханжонкова, чья «Оборона Севастополя» стала жемчужиной в коллекции российской культуры.
  Постоянным просмотр кинолент в городе Орле стал с 1905 года. 10 (23) сентября 1910 года впервые проводилась съёмка видов города столичным оператором Луцким для «Большого Парижского электротеатра».


Рекламная афиша «Большого Парижского электротеатра» в Орле, 1909 год




  «… Теперь я перейду на противоположную сторону Болховской и пойду по ней вниз до моста. На углу была булочная Розанова, затем гостиница Дрезден. Далее в нижнем этаже был расположен кинотеатр или, как тогда называли, электротеатр или “биоскоп”. Принадлежал он оборотистому предпринимателю Луцкому и давал ему большие доходы…» (из воспоминаний старожила города о губернском Орле).


Вывеска электротеатра на Болховской улице в городе Орле, фотография начала XX века




  «Не место красит человека, а человек место», – не устаёт наставлять неразумных аксиома человечества. Когда столицы принимали французские фильмы с дальнейшим их распространением по русским весям, во многих обычных городах отыскивались искренние люди, желавшие направить свой энтузиазм в любимом деле на пользу общественности.
  1913-1914 гг. Из Устава артели: цель учреждения артели – «для объединения лиц, интересующихся кинематографической промышленностью и ищущих применения труда в этой области, для дружеской общей работы при взаимном согласии и поддержке, в целях взаимных выгод, проистекающих от совместного труда и единения, а также с целью дать возможность жителям не только городов, но и селений за недорогую плату посещать хорошо оборудованные кинематографы с разумной и интересной программой картин, учреждается в городе Орле артель под названием: ПЕРВАЯ РУССКАЯ ТРУДОВАЯ АРТЕЛЬ ПО ОБОРУДОВАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ – «КИНО-АРТЕЛЬ».
  Учредители Первого Русского Трудового Товарищества по оборудованию и эксплуатации кинематографических театров «Кино-Артели» обращаются с прошением к губернатору об утверждении Устава их общества.


Прошение Орловскому губернатору учредителей «Кино-Артели» об утверждении Устава организации, 20 сентября 1913 года


  Намечено следующее: «постройка зданий для сеансов, их оборудование, организация передвижных Кино-Театров для устройства сеансов в различных обществах и т.п., открытие складов и магазинов для продажи и проката кинематографических аппаратов и лент, артель считается состоявшейся, когда в неё вступят не менее пяти лиц, наёмный труд в артели допускается лишь для выполнения работ, требующих особых познаний, либо отсутствия необходимого количества лиц».
  Осуществляется проверка лиц (учредителей) на политическую благонадёжность: Владимир Иванович Оболенский (занимается частной землемерной практикой, заведывание Справочно-Комиссионным Бюро), Николай Васильевич Соболев (домашнее хозяйство), Михаил Степанович Татомир (подготовка на звание нотариуса), Александра Захаровна Пашкова (домашнее хозяйство), Евдокия Захаровна Пастухова (домашнее хозяйство), - все жители города Орла.
  Артель имеет печать. Подчиняется надзору полицейской власти. Имеет капитал: оборотный, запасной, вспомогательный.

Уведомление от Орловского полицмейстера в Канцелярию губернатора о благонадёжности учредителей «Кино-Артели», 12 ноября 1913 года




Список учредителей «Кино-Артели»




Первый лист Устава «Кино-Артели», представленного на рассмотрение Орловскому губернатору, 1913 год

  Из прошения Правления Первой Русской кино-артели от 14.04.1914, находящейся по адресу: город Орёл, улица Воскресенская, дом 14, в Строительное Отделение Орловского Губернского Правления: «Представляя при сём в двух экземплярах проект на приспособление имеющегося в бесплатной части городского сада в городе Орле деревянного строения под летний кинематограф и пояснительную записку, имеем честь покорнейше просить рассмотреть и утвердить представленный проект и один экземпляр такового выдать нам.
  Кинематограф проектируется устроить в существующем деревянном летнем строении, как это указано на плане. Причём для фойе будет устроена открытая галерея вдоль строения с одной его стороны. Аппаратная деревянная будка будет находиться за стеной зрительного зала и для обеспечения в пожарном отношении безопасности пол, стены, потолок будут обиты железом по войлоку; для вентиляции в будке наружу будет устроена вытяжная труба с сечением в 20 см² в стене из будки в зрительный зал будут пробиты два отверстия: одно со стеклом толщиной в 4 мм для контроля за экраном, другое – для световых лучей будет закрываться металлической дощечкой; дверь будет открываться наружу и закрываться пружиной, которая даст возможность отпереть будку надавливанием тела; дверь будет иметь спиральную пружину для автоматического её затвора на выходе из будки людей. В помещении электротеатра будет находиться гидропульт с водой, а в будке ведро с песком. Аппарат для вольтовой дуги будет снабжён автоматическим приспособлением; для предупреждения воспламенения ленты на рулоне. Сами рулоны целлулоидной ленты, предназначенные для дня сеанса, будут храниться в герметичных железных ящиках…»
  Ответная справка на предоставленный проект: «В электротехнической части проекта оказалось: 1) так как применение токов выше 250 вольт в помещениях кинематографов воспрещается, то электрическая энергия для проектируемого кинематографа должна быть взята не от провода электрического трамвая, а от осветительной сети трамвая, причём, ввиду значительного количества электрической энергии, потребляемой кинематографом; 2) для дуговой лампы аппарата кинематографа должна быть подведена отдельная независимая цепь с изоляцией одиночных проводов из вулканизированной резины (гупер); 3) освещение галереи для главного входа должно быть обеспечено светом от других цепей; 4) так как каждая цепь при 12-ти экономических лампочках в 25 свечей потребляет менее 2-х ампер, то сечение медных проводов достаточно в 1 ½ мм²; 5) на схеме не показана лампа для освещения будки кинематографа; 6) выключатели для цепей зрительного зала и дуговой лампы в аппаратной будке должны быть заключены в предохранительные коробки. (Главный механик Орловского почтово-телеграфного округа, инженер-электрик Бреус)».

  В кинематографе, если его рассматривать в качестве действующей системы, имеется своя структура, благодаря которой он способен осуществлять возлагаемые на него функции, в частности, информационную, коммуникационную, педагогическую, в конечном итоге развлекательную. Таким образом, речь может идти о психологии общества, проявляющейся в конкретном «продукте» киноискусства. А далее уже доступно к осмыслению и практическому применению многое и самое главное: ценности духовные, морально-нравственные принципы, знание. Кино воздействует. Кино используют.
  1915 год. Поступило обращение от дворянки Екатерины Ивановны Могилевцевой губернатору с просьбой провести киносеансы для сбора средств в пользу российских пленных в Австрии и Германии. Орловскому полицмейстеру поручена организация «кружечного» сбора средств для нужд военнопленных. По окончании сбора кружки должны вскрываться в присутствии представителя местной полиции.
  Согласно акту о подсчёте доходов и расходов с киносеансов в двух кинотеатрах за месяц проведения акции сбор составил 1597 руб. 88 коп. (2 048 945 рублей). В эту сумму включалась прибыль не только от продажи самих билетов, программок, цветов, но и посильных добровольных пожертвований неравнодушных горожан из различных сословий.

Прошение дворянки Е.И. Могилевцевой губернатору о разрешении проведения киносеансов для сбора средств в поддержку российских военнопленных в Германии и Австрии, 28 сентября 1915 года




Обращение губернатора с распоряжениями полицмейстеру по организации сбора средств в поддержку российских военнопленных, 14 октября 1915 года




Акт по результатам проведения сбора денежных сумм в пользу российских военнопленных по инициативе дворянки Е.И. Могилевцевой, 22 октября 1915 года




Акт по результатам проведения сбора денежных сумм в пользу российских военнопленных по инициативе дворянки Е.И. Могилевцевой, 25 октября 1915 года




Заявление Е.И. Могилевцевой губернатору об отправке собранных средств в Петроградский Комитет, 26 октября 1915 года




Уведомление Российского общества Красного Креста о получении перечисленных ему денежных средств, собранных в городе Орле на поддержу российских военнопленных в Австрии и Германии, 27 ноября 1915 года




 

Журнал заседания Орловского организационного комитета по сбору пожертвований 29, 30 и 31 мая 1915 года в пользу Татьянинского комитета по оказанию временной помощи лицам, пострадавшим от военных действий, с сообщением о перечислении денег владельцем кинематографа Н.А. Луцким.
11 июня 1915 года

 

  В распоряжениях Министерства внутренних дел губернаторам и градоначальникам сообщается об извещении императрицы Александры Фёдоровны группой владельцев кинематографических театров, выказывающих желание устроить однодневный показ кинокартин, валовый сбор от которого должен поступить в распоряжение Комитета Склада Её Величества в Петрограде для оказания денежными средствами посильной помощи раненым и больным воинам и их семьям. Губернаторам поручено объявить местным владельцам кинозаведений о проведении сборов средств через устройство киносеанса в праздничный день. Предупреждается о недопущении всяких увеселений, сопровождающих кинопоказ и оговаривается выбор картин, которые должны соответствовать цели их демонстрирования. Об этом своим распоряжением от декабря месяца 1914 года губернатор Сергей Сергеевич Андреевский уведомляет начальников полиции губернии.
  В отчёте по устройству в г. Орле кинематографических сеансов в театрах Луцкого указывается, что выручено от продажи билетов 331 руб. 50 коп. (425 079 руб. 13 коп.), от продажи цветов и программок 40 руб. 04 коп. (51 342 руб. 89 коп.), уплачено за объявления и афиши. Чистый сбор: 286 руб. 55 коп. (367 440 руб. 20 коп.). Уплачено за цветы гр. Мартынову, конторе «Орловский вестник за объявления», за электроэнергию Управлению орловского трамвая.

Квитанции счетов за оказание услуг гр. Мартыновым и Управлением орловского трамвая для проведения киносеансов в поддержку русской армии, 13 февраля 1915 года.




  Новый вид искусства вступил в свои права, став популярным развлечением на ярмарках и народных гуляниях. Организация просмотров регламентировалась, постепенно становилась упорядоченной, что подразумевало и цензурирование продукции как неотъемлемого фактора регулирования устремлений сознания масс.
  Ходатайствует Скобелевский комитет (покровительствует которому сам император) о выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду, для чего следует допустить демонстрацию в течение первой и четвёртой недель наступившего Великого поста в кинематографах произведённых Комитетом на театре военных действий снимков ввиду их патриотического значения, а также научной картины «Пчёлы», изображающей пчеловодство и изготовление воска, но не иначе как с разрешения в каждом отдельном случае местных административных властей и с тем, чтобы демонстрирование не сопровождалось музыкой, развлечениями и наружным освещением театров. Выступила с инициативой вдова старшего лейтенанта Седова Вера Валериановна Седова допустить повсеместное демонстрирование в течение первой и четвёртой недель Великого поста кинематографических картин из жизни экспедиции покойного мужа просительницы лейтенанта Седова к Северному полюсу, как имеющих научный характер.

Губернаторский циркуляр начальникам губернской полиции с уведомлением о запланированных киносеансах, март 1916 года

  По сообщению Министерства финансов в целях широкого распространения сведений о выпускаемом ныне займе на сумму в 2 млрд. рублей решено прибегнуть к услугам кинематографа и в этих видах товариществу «Русская Лента Б.С. Глаголин и Ко» поручено изготовление и распространение картин соответствующего содержания. Ныне указанной фирмой уже изготовлены ленты для двух кинематографических пьес «Заветная кубышка», «Всё для войны» и патриотического выпуска журнала «Русская лента». Ленты эти будут показываться в Петрограде, а затем рассылаться в известной постепенности по важнейшим провинциальным городам.
  В четвёртую неделю Великого Поста по общему правилу разрешается демонстрирование лишь картин религиозного, научного и патриотического содержания. Между тем, перерыв в показывании указанных выше картин в начальном периоде подписки представляется весьма нежелательным, тем более он значительно осложнит задачу своевременного распространения лент в Империи. Святейший Синод ввиду исключительных целей показывания этих картин и патриотического их значения, не встретил препятствий к разрешению демонстрирования помянутых картин.
  Акционерное общество «А. Ханжонков и Ко», Генеральная компания братьев Пате и владелец электротеатра И.И. Вартхель возбудили ходатайства о разрешении демонстрировать в кинематографах на 4-й неделе Великого Поста, а Вартхель и на 7-й неделе поста, серию картин, которые, по заявлению просителей, имеют научный интерес или патриотическое значение.

Циркуляр МВД губернаторам под грифом «секретно» об особенностях проведения киносеансов в губерниях, март 1916 года

 

  В 1916 году в России насчитывалось до 4-х тысяч электротеатров. Каждый день их посещали около 2 млн. человек. А отечественные «кинокомпании», число коих на тот момент достигло полсотни, сняли приблизительно 500 фильмов. «Кинематограф вторгся в самую толщу малообразованной и полуинтеллигентной публики, — писали «Московские ведомости», — сделался учителем «красивой» жизни, образцом «красивых» жестов, примером… И публика всех слоёв общества валом валит в «доступные театры».
  А ведь всё это требовало немалых затрат, возникали естественные трудности по организации мест просмотров, случались различного рода недоразумения, зачастую с трагическими последствиями, и неудивительно – новое покоряется через пробы и ошибки, потери, приобретения, поиск истинного. Так, в 1909 году в одном из столичных электротеатров произошёл пожар. «Виновников» двое: мазутные пары динамо-машины и зрительские папиросы. Тогда погибло несколько человек, в том числе и пожарные. Затем пламя перешло на жилые дома. Подобный случай был не единичным. Постепенно меры безопасности, предъявляемые к таким заведениям, ужесточались.
  Проектор в электротеатрах изначально располагался за экранным полотном. Фильмы демонстрировались, как говорили, «на просвет», а это причиняло существенные неудобства: яркий свет бил прямо в глаза, что сказывалось на зрении, особенно при регулярных посещениях кинозаведений. Даже несмотря на то, что самые первые картины длились всего 15-20 минут, глаза испытывали довольно сильную боль по завершении сеанса. Виною всему – мощный поток яркого мерцающего света. Даже после переноса аппарата за спины зрителей положение не улучшилось. Постоянное мигание ввиду недостаточной быстроты показа и резкая смена кадров давали глубокие основания офтальмологам не жаловать подобный вид времяпрепровождения. Владельцы «кино» в связи с этим стали предпринимать всевозможные меры, например, перестали гасить в зале свет. Но положение только ухудшилось, ведь изображение на экране стало совсем бледным, потеряв и без того слабую чёткость. Со временем скорость работы техники увеличилась до 16 кадров в секунду, что способствовало устранению эффекта мерцания.
  Каждые 10 минут киномеханику приходилось менять катушки с плёнкой. В такие технические перерывы зал наполнялся гулом, лузганьем семечек и столбами поднимающегося сигаретного дыма. Топанье ног служило сигналом работнику заведения быть проворнее и быстрее менять плёнку.
  В общем и целом, инновации вписывались в рамки предписаний, обрастали ворохом директивных, инструктивных и препоручительных бумаг.

Фрагмент Протокола заседания техников Строительного Отделения Орловского Губернского Правления, 13 мая 1914 года

  1915 год. Крестьянка Волобуева Д.А. (проживающая на 1-ой Никитской) в прошении в Строительное Отделение Губернского Правления изъявляет желание построить кинематограф в городе Орле на берегу Орлика на арендованном ею месте.

Прошение в Строительное Отделение Орловского Губернского Правления крестьянки Дарьи Андреевны Волобуевой, 9 июня 1915 года

  Отделением, через ведомство полицмейстера, ей возвращён чертёж намеченного к строительству здания театра, так как «он не может быть утверждён – длина проектируемого здания превышает предельную длину зданий Театров, т.е. 20 саж.»
«Замечания главного механика почтово-телеграфного округа к проекту Д.А. Волобуевой: 1) нет пояснительной записки к электрической сети проводов; 2) не указаны сечение проводов и сила света дуговых и колильных ламп; 3) распределительная доска для всей сети проводов устанавливается в аппаратной камере, что недопустимо по правилам»
  Орловская городская управа в письме в Строительное Отделение сообщает, что условием к строительству было возведение здания из «волнистого железа, с отделкой внутри огнеупорными досками. Ввиду же того, что, как видно из присланного Строительным отделением проекта устройства кинематографа, предполагается построить деревянное здание», поэтому Управа не может разрешить начать возведение постройки.

Первый лист пояснительной записки Д.А. Волобуевой «к проекту электрической установки в кинематограф», 1915 год




Содержание пояснительной записки Д.А. Волобуевой, 1915 год




Выписка из протокола осмотра технической комиссией места под строительство здания кинематографа Д.А. Волобуевой, 1915 год




Перечень необходимых мер для устройства кинематографа Дарьи Волобуевой, 1915 год




  «Сдано в аренду сроком на 5 лет с 1 мая 1914 года одесскому мещанину Алексею Ивановичу Матвееву городское место возле Орличного объездного моста со стороны 3-й части города Орла под устройство на нём помещений для кинематографа из волнистого железа с отделкой внутри огнеупорными досками».
  Пояснительная записка к проекту электрического кинематографа, принадлежащего А.И. Матвееву, находящегося в городе Орле на левом берегу реки Орлик на арендуемой у города земле:
  «Здание кинематографа проектируется на деревянных столбах с обшивкой изнутри огнеупорными асбесто-гипсовыми досками и снаружи волнистым железом. Крыша здания железная с деревянными стропилами, подшитыми изнутри тёсом. Зрительный зал рассчитан на 700 человек, возле зала находится фойе для ожидающей публики, рассчитанное на 140 человек, в предположении смены публики после каждого отделения сеанса в количестве 1/5 публики, находящейся в зале. Энергию для действия аппарата и для освещения предполагается получить с имеющейся в Орле центральной электрической станции».
  Описание фабричного помещения, подготовленного к использованию в качестве электротеатра:
  «Все стены здания построены из бетона, потолок везде оштукатурен, пол деревянный, крыша железная. Зрительный зал имеет 4 запасных на улицу выхода, кроме выхода в фойе. Все двери здания открываются наружу. Аппаратная будка имеет стены, пол, и потолок железобетонные. Дверь из толстого железа, световая фортка также имеет железное прикрытие. Помещение за аппаратной будкой имеет стены, пол и потолок бетонные. Окна в зрительном зале во время демонстрации картин закрываются лёгкой драпировкой. Всё здание освещается электричеством. Электрическая энергия, напряжением в 200 вольт, переменного тока, доставляется с фабричной электрической станции. Причём провод в аппаратную будку от магистрали идёт непосредственно, чем достигается независимость освещения зрительного зала. На случай же порчи машин на станции, в зрительном зале имеется на стенах 4 канделябра, по четыре свечи каждый. Прокладка электрических проводов показана по плану красными линиями. Здание окружает сад так, что самые ближайшие соседние постройки находятся от него не менее 50 саженей. На крыше имеется громоотвод, а внутри постоянно находится бочка с водой и усовершенствованный огнетушитель».
 

Чертёж здания электротеатра, представленный на рассмотрение в Орловскую Губернскую Строительную комиссию, 1915 год



  22.09.1914. Пояснительная записка казака Афанасия Самуиловича Зобенко к проекту устройства электрической станции и электрического освещения электротеатра А. Зобенко:
  «Здание каменное, одноэтажное, крытое железом, площадь пола 2,33 на 3,6 саженей, двигатель нефтяной, горизонтальный, четырёхтактный, системы «Горнеби», развивает при 200 оборотах в минуту 16 действительных лошадиных сил. Динамо-машина постоянного тока, напряжения 115 вольт, сила тока 78 ампер, мощностью в 9 киловатт, число оборотов 1200 в минуту. Двигатель и динамо-машина установлены на кирпичных фундаментах, сложенных на цементном растворе. Полюса динамо-машины соединены с приборами щита проводом в 16 мм² сечения, изолированного слоем натуральной резины. Полная сила тока, требующаяся для аппарата и освещения театра, составляет, как то будет видно ниже, 35 ампер …».
«Вследствие прошения проживающего в городе Ливны казака А. Зобенко Строительное Отделение Губернского Правления просит уездного исправника объявить Зобенко под расписку, что для получения разрешения на устройство кинематографа необходимо представить в Строительное Отделение на утверждение проект кинематографа, заключающего в себе разрез и план как самого электротеатра, так и машинного при нём помещения, с нанесением на план расположения аппаратной будки».
  « ... Возведение деревянных пристроек к каменному зданию для фойе и уборной – вопреки ст. 193, 194 Строительного Устава».
«… Объявить Зобенко под расписку, что проект в настоящем его виде не может быть утверждён ввиду недостатков и неправильностей в устройстве помещения: 1) недостаточность расстояния здания кинематографа от соседнего дома № 9 – три аршина вместо положенных шести; 2) помещение мужской уборной при фойе представляет деревянную пристройку к каменному зданию, что недопустимо; 3) входные с улицы двери и двери между вестибюлем, зрительным залом и фойе должны быть шириной не менее 1¾ аршина; 4) при выходных на улицу дверях имеется выступающее на тротуар крыльцо с узкими ступенями – следует сделать вход со двора, причём ступени должны иметь двойной уклон; 5) для входа в аппаратную камеру имеется приставная лестница, выходящая на тротуар – необходимо сделать ступени внутри помещения камеры и помещение лестницы отделить деревянной переборкой оштукатуренной и обитой по асбесту железом; 6) запасная дверь из зрительного зала на улицу открывается вовнутрь и узка, необходимо исправить; … при двух печах необходимо устроить коренные трубы; деревянный потолок над вестибюлем необходимо обить железом по асбесту».
«При осмотре комиссией 31 декабря электрической установки в кинематографе А.С. Зобенко замечены следующие недостатки: 1) газоотводная труба недостаточно высока, её необходимо надставить, чтобы она была выше коньков крыш соседних строений; 2) на покрытом водяными испарениями потолке машинного помещения провода следует провести в фарфоровых изоляторах, вместо роликов; 3) барьер, ограждающий передаточный ремень, задевается последним и его необходимо отодвинуть; … в фойе и зрительном зале устроить вентиляторы; в двери аппаратной будки устроить пружину для её затвора».
  К 1917 году в городе Орле действовали три кинотеатра.
  На что же спрос, и каковы вкусы потребителя? О вкусах не спорят, но. Для должного воздействия на целевую аудиторию произведению киноискусства необходимо стать частью гносеологической (познавательной) сферы деятельности человека, направленной на поиск знаний об основах духовной жизни, на совершенствование нравов и укрепление основ морали. Об этом целесообразно говорить, когда взору представлен шедевр, близкий к идеалу творений человеческого гения. Будни же являют иную реальность, с «массовостью», «блёклостью» и «верхоглядством». Мнение экспертов в области искусствоведения, культурологии и кинокритики говорит о том, что «в начале XX века лубочное повествование прорвалось в кинематограф, а позднее вступило в сложные взаимоотношения с культурой книжной».
Новая эпоха диктует новые стандарты, впрочем, зачастую, не сильно влияющие на устремления, способности, дарования и слабости человеческие. Сменились лидеры, сменились идеологии, сменились директивы – иная экономика, иные цели. Не менялось только одно – люди. Кинотеатры перешли под управление соответствующих ведомств и учреждений.
  Содержание отчёта губполитпросвета губернского народного образования за октябрь 1922 – январь 1923:
  «Задолженность КИНО: жалование служащим за январь, госпрокату за картины, электростанции за освещение. Причитается КИНО: за демонстрацию картин в Октябрьские торжества для профорганизаций и красноармейских частей.
Из прилагаемого отчёта КИНО «Парижский» видно, что последний за 4-х месячный период своей работы дал дефицит. На это есть причины: много кино в городе Орле и в действительности на все кино не хватает посетителей; снабжение Госпрокатом скверными картинами, зачастую без начала и без конца отталкивали посетителей, о чём свидетельствует таблица прихода кассы: январь месяц, самый хороший для сезона в смысле сборов; это период Рождественских праздников. И вместо того, чтобы увеличиться, сбор понизился на 20 % против декабря. Нерегулярное снабжение электричеством заставляло неоднократно кино «Парижский» совсем не работать. В отличие от «Парижского», кино «Олимп» не показывает скверные картины, отталкивающие зрителей, но причиной дефицита является исключительно электростанция: из 24-х рабочих дней, за которые кино отчитывается, 9 дней оно совершенно не работало, за неимением электричества, тогда как оплачивался личный состав, велись расходы по рекламе, оплачивался ежедневно оркестр, а главное – кинокартины, стоящие очень дорого, также лежали со дня на день, ожидая электрической энергии. Те посетители, которые начали с первых дней открытия кино посещать его, быстро перешли в другие места увеселения, так как никто не мог гарантировать, что поданная электроэнергия даёт возможность досмотреть картину».
  Акт обследования орловских кинотеатров за 1923 год орловской губернской рабоче-крестьянской инспекцией:
  «Инспектором губернской рабоче-крестьянской инспекции К.В. Васильевой, проживающей по 5-ой Курской, 39, под руководством зав. секцией Просвещения тов. Семёновой и других было произведено ревизионное обследование «Парижского»: общее состояние помещения удовлетворительное, содержится чисто; пожарных приспособлений, кроме одного крана не имеется; запасных выходов нет; перегруженности посетителями не наблюдается, так как посещаемость в зимний сезон слабая. Открылся для демонстрации картин 17.10.1922. 05.02.1923 перестал функционировать по причине малопосещаемости и образовавшегося вследствие дефицита. Половина дефицита объясняется производством ремонта и приобретением инвентаря. Ведётся инвентарная книга, где указаны пианино, контрабас, 6 деревянных диванов, 2 электрические лампочки, 1 абажур керосиновой лампы, 5 деревянных скамеек, 2 табурета, 1 венский стул, 3 выключателя, 1 ножницы …
 

Ведомость наличия имущества кинотеатра «Парижский», сличённого с актом последней передачи от бывшего заведующего кино Батурина – Брылёву (18.01.1923)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

ЗНАЧИТСЯ ПО АКТУ

ОКАЗАЛОСЬ

НА ЛИЦО

БОЛЕЕ

МЕНЕЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

Стульев венских 203 195 - 1- и на 7-ом стуле имеется расписка о выдаче их Губвоенкому
мягких 38 38
Диванов венских 7 7 - -
мягких 1 1 - -
Обыкновенных диванов 1 7 -6
Стол конторский 1 1 - -
Стол кассовый 1 1 - -
Стульев к роялю 2 2 - -
Зеркало трюмо 3 3 - -
Рояль 1 1 - -
Шкаф книжный 1 1 - -
Часы стенные круглые 1 1 - -
Экран (обтянут) 1 1 - -
Рама под экран 1 1 - -
Доска мраморная с предохранителями, рубильником 1 1 - -
Киноаппарат 1 1 - -
Мотор к аппарату 1 1 - -
Объектив 90 м 1 1 - -
Чугунный стол к аппарату 1 1 - -
Ящик для картин 1 1 - -
Пианино - 1 -1 -
Контрабас - 1 -1 - Негодный
разное . . . . . .



Список кинокартин, демонстрируемых в «Парижском» со дня его открытия, т.е. с 17.10.1922 по 31.01.1923.

НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ

СТОИМОСТЬ

ПРОКАТА

СУММА ВЫПЛАТЫ ГОСПРОКАТУ

СУММА

ВЫПЛАТЫ ЧАСТНЫМ

ПРИМЕЧАНИЕ

«На грани трёх проклятий» 75 р. 75 р. -
«Сим победиши» 125 р. 60 р. -
«В чаду опиума» 300 р. 210 р. 210 р.
«Гнев Диониса» 100 р. - -
«Лучинушка» 125 р. - -
«Каторжник» 100 р. - -
«Ревность» 100 р. - -
«Раб женщины» 210 р. 210 р. -
«Тайна золотого бокала» 300 р. 300 р. -
«Во имя великого искусства» 300 р. 300 р. -
«Дети сатаны» (2 серии) 600 р. 600 р. -
«Полудевы» 200 р. - -
«Трагедия балерины» 300 р. - -
«Не хочу быть мужчиной» 300 р. - -
«Вера Горич» 150 р. - -
«Тайны Нью-Йорка» (6 серий) 900 р. - -
«Королева лохмотьев» 850 р. - -
«Роковые розы» 883 р. 75 коп. 883 р. 75 коп. -
«Ледяной дом» 800 р. 100 р. 250 р.
«Соперник профессора Эриксона» 109 р. 75 коп. - -
«Праздник Розеллы» 750 р. - - Картина ставилась на переноску в «Олимп», и потому указана половина стоимости.



Список кинокартин, демонстрируемых в «Олимпе» со дня его открытия, т.е. с 01.01.1923 по 31.01.1923.

НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ

СТОИМОСТЬ

ПРОКАТА

СУММА ВЫПЛАТЫ ГОСПРОКАТУ

СУММА

ВЫПЛАТЫ ЧАСТНЫМ

ПРИМЕЧАНИЕ

«Танцовщица Берилла» 1800 р. 800 р. -
«Любви свободной финал печальный» 680 р. - -
«Тело духом побеждённое» 1200 р. - -
«Петроградский человек» 600 р. - -
«Олеся» 1300 р. - -
«По Варшавскому тракту (дочь корчмаря)» 692 р. 692 р. -
«География Франции» 100 р. - -
«Праздник Розеллы» 750 р. - - На переноску с «Парижским»


Списки фильмов для просмотра в кинотеатрах города Орла на 1923 год




   Из заключения по ревизии кинотеатра «Олимп», произведённой 1-5 февраля:
- общее состояние кино удовлетворительное;
- пожарных приспособлений не имеется. Выходов достаточно;
- учёт топливного материала кинотеатром не ведётся, за январь было куплено 175 пудов каменного угля;
- с февраля «Олимп» вошёл в кинотрест, объединение 3-х кино: «Палас», «Титан», «Олимп» на условии равномерных паёв и расходов.
  Завершая нашу выставку, следует сказать о следующем. Фольклорность предмета искусства, наличие в нём тесной связи с традиционностью заведомо «обрекает» его на популярность. Но она не является критерием высшего качества, так как действие её скоротечно и непостоянно. Признание множеством – признание никем. (алмаз не лежит у всех на виду). О степени развитости личности говорит уровень её интересов; очень важно, чтобы произошёл переход от ограниченной бытовой, местечковой реальности к широте мировоззрения, к практическому применению теоретических знаний и критическому мышлению. Вернёмся к мнению специалистов. Немецкий исследователь З. Кранкауэр поясняет, что анализ определённых образов и мотивов в картине даёт представление о душевных побуждениях показывающего и смотрящего. «Эти мотивы, несомненно, заключают в себе социально-психологические модели поведения, если проникают в популярные и непопулярные фильмы».
  «Развлекая не отвлекать, а обучать, воспитывать, формировать художественные вкусы, развивать личность» (К. Разлогов).
  Велика погружённость сознания в происходящее на экране. И настолько, что для высокого эстетического восприятия требуется соответствующий интеллектуальный базис, способный и готовый к анализу и дальнейшему формированию индивидуального мнения. Возможно, именно эта данность объясняет распространённый случай, когда шедевр, с точки зрения экспертной критики, остаётся незамеченным публикой.
  Кинематограф – мощный генератор идей, образцов и моделей поведения. Чему он служит, определять только нам.


Автор: Шхалахов А.А.
Компьютерная верстка: Мекшенева Ж.В.



 
Joomla 1.5 Templates by JoomlaShine.com
Яндекс.Метрика

счетчик посещений